Корейские браконьеры

Корейские браконьеры

Охранное подразделение Дальневосточного морского заповедника — филиала ННЦМБ ДВО РАН – Отдел охраны – начал свою деятельность во второй половине 1979 г., через год после официального образования заповедника. Сегодня штат Отдела охраны в заповеднике небольшой – всего 26 человек. На побережье и островах заповедника расположено 8 кордонов.

Деятельность Отдела охраны заповедника осуществляется в нескольких основных направлениях. В настоящее время главенствующей является оперативная работа. Под ней подразумевается перехват замеченных или услышанных с кордонов охраны браконьерских лодок и судов, а также любых плавсредств, находящихся в заповеднике без необходимых разрешительных документов заповедника.

Главная задача при этом – задержание нарушителя. Однако условия работы совсем этому не способствуют: подойти незаметно трудно, скорость лодок большая, и т.п. Поэтому обычно реализуется программа минимум – не дать браконьеру «работать» (а правильнее – воровать). В одном лишь Хасанском муниципальном образовании «штат» только организованных браконьеров значительно, в 2-3 раза, превышает число государственных инспекторов заповедника, а количество неорганизованных вообще не поддается учету. Охране приходится иметь дело с настоящими «профессионалами», сделавшими незаконный вылов трепанга, краба и приморского гребешка своей основной деятельностью и единственным заработком.

Другим видом деятельности Отдела охраны является регулярное патрулирование. Поскольку браконьеры пытаются проникнуть в заповедник не только морем, и не всегда удается так или иначе засечь браконьерскую лодку, инспекторы осуществляют плановый осмотр охраняемой акватории, островов и побережья, в том числе и по наземным маршрутам. Патрулирование осуществляется регулярно.

Патрулирование и оперативные рейды сотрудников Отдела охраны осуществляются из опорных пунктов охраны – кордонов, три из которых расположены в Южном районе заповедника, четыре – в Восточном и один в – Северном. Руководит охраной в Южном и Западном районах участковый госинспектор в области охраны окружающей среды Сергей Владимирович Белоцкий, в Восточном районе — участковый госинспектор в области охраны окружающей среды Алексей Викторович Тарышкин, в Северном районе -  госинспектор в области охраны окружающей среды   Николай Николаевич Найдышев.

Труднодоступность территории создает благоприятные условия для сохранения природы. В заповеднике проведено первичное обустройство территории, границы заповедника занесены в морские карты (часть 1, часть 2), сухопутные — обозначены аншлагами. Прибрежная полоса шириной 500 метров выделена как охранная зона.  Инспекторы заповедника в своей работе действуют в соответствии с Кодексом Российской Федерации  об административных правонарушениях  (гл. 8, ст. 8.39).Посмотрите внимательно нашу фотогалерею  лодок, замеченных в заповеднике. Возможно, вам встречались эти лодки или эти люди.(подробнее).    

 

Правовые и организационные проблемы обеспечения режима особой охраны животного мира на территории Дальневосточного морского заповедника — филиала ННЦМБ ДВО РАН и пути их решения

 

С.М. Долганов

С.М. Долганов, директор Дальневосточного морского заповедника — филиала ННЦМБ ДВО РАН,

кандидат биологических наук

 Согласно ст. 7 Федерального закона от 14.03.1995 № 33­ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

  1. осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых комплексов и объектов;
  2. организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
  3. осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
  4. экологическое просвещение и развитие познавательного туризма;
  5. содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей экологическое просвещение и развитие познавательного туризма;
  6. содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды;

Главнейшей из задач, безусловно, является осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых комплексов и объектов. Если в заповеднике не осуществляется должным образом охрана природных территорий, то любые достижения в осуществлении следующих четырех задач могут не приниматься во внимание. Именно охрана природных территорий является наиглавнейшей задачей любого заповедника, а наладить эту охрану должным образом – наиглавнейшая задача руководителя (директора) заповедника.

Согласно материалам Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году», охрану природных территорий 102 государственных природных заповедников в 2013 г. обеспечивали 2398 человек; за 2013 г. ими было составлено 4598 протоколов о различных нарушениях установленного режима; всего с нарушителей в административном порядке по постановлениям должностных лиц заповедников в 2013 г. было взыскано 3 458 500 руб.

Таким образом, служба охраны каждого заповедника составляет 23,5 человека; в каждом заповеднике в 2013 г. было составлено 45 протоколов, т.е. каждый работник отдела охраны составил за год два протокола; каждый заповедник перечислил в бюджет 33 907 руб.; вклад каждого работника отдела охраны государственного природного заповедника в бюджет территории составил 1442 руб.

При рассмотрении количественных показателей за 2013 г., к сожалению, следует констатировать тот факт, что охрана природных территорий государственных природных заповедников не осуществляется должным образом, если не сказать больше. Каковы же причины столь низких показателей качества охраны природных территорий государственных природных заповедников? По­видимому, причины разные, но есть причины и одинаковые для всех природных заповедников: отсутствие квалифицированных кадров и низкая заработная плата госинспекторов; отсутствие должного финансирования для создания материально­технической базы отделов охраны; отсутствие эффективных рычагов материального стимулирования госинспекторов.

В Российской Федерации нет учебных заведений, где обучались бы по специальности «государственный инспектор в области охраны окружающей среды». На должность государственных инспекторов приходится принимать людей самых различных специальностей, что, безусловно, сказывается на качестве их работы. В то же время государственный инспектор в области охраны окружающей среды наделен достаточно значимыми полномочиями, вплоть до использования служебного оружия. В Дальневосточном регионе некуда направить на обучение или повышение квалификации уже работающих госинспекторов, за исключением редких случаев, когда обучающие семинары организуют и финансируют негосударственные природоохранные организации, например в рамках проекта ПРООН / ГЭФ / Минприроды России «Укрепление морских и прибрежных ООПТ России». Отсюда низкое качество работы госинспекторов и текучка кадров. А ведь в службах охраны 102 российских заповедников и 45 национальных парков работают 3949 человек (согласно данным из Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году»).

Даже если руководству заповедника повезло и ему удалось создать хорошую команду госинспекторов, появляется следующий вопрос: как при низкой заработной плате (в Приморском крае заработная плата госинспектора по охране территории заповедника редко превышает 20 тыс. руб.) и отсутствии в бюджете денег на стимулирующие выплаты удержать эту команду и заставить хорошо работать?

Положением о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1991 № 48, определено, что, «штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения и взысканные по постановлениям должностных лиц государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение государственных природных заповедников и учитываются на отдельном балансе» (ч. 2 ст. 35). Эта же формулировка присутствовала и в Федеральном законе от 14.03.1995 № 33­ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (п. 3 ст. 11) до декабря 2013 г. В редакции данного закона от 28.12.2013 она исчезла. Теперь в соответствии с ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ, ст. 41 и 46 Бюджетного кодекса РФ сумма административного штрафа в полном объеме подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа.

По нашему мнению, денежные средства, поступившие от штрафов, наложенных в административном порядке за экологические правонарушения и за нарушения особого режима охраны территории заповедника, взысканные по постановлениям должностных лиц заповедника, должны учитываться на отдельном балансе и поступать в самостоятельное распоряжение администраций заповедников. Часть этих средств должна направляться на поощрение работников отдела охраны. Таким образом, появится личная заинтересованность государственных инспекторов в результатах своего труда, что приведет к повышению качества их работы. В Дальневосточном морском заповеднике — филиале ННЦМБ ДВО РАН в качестве стимулирующей надбавки к заработной плате государственного инспектора, составившего протокол, по которому было вынесено постановление об административном штрафе, выплачивается сумма, равная половине оплаченного штрафа.

Создавать новые ООПТ на территории Российской Федерации – важное, нужное и благородное дело. По крайней мере, таким образом можно предотвратить растаскивание земель частными пользователями, сохранить в федеральной собственности лучшие земли, лучшие природные комплексы, оградив их от разграбления и разрушения. Но в погоне за увеличением процента заповедных территорий от территории страны не следует забывать уже созданные ООПТ. Необходимо улучшить их финансирование, повысить качество охраны их природных территорий. В стране, живущей в основном за счет природных ресурсов, не должно быть нищих ООПТ, охраняющих и сохраняющих природные территории.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Водного кодекса РФ береговая линия (граница водного объекта) определяется для моря по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды – по линии максимального отлива.

В соответствии с ч. 3 ст. 65 Водного кодекса РФ за пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы – от линии максимального прилива.

В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ:

  1. поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ;
  2. каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ, другими федеральными законами;
  3. полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначена для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев,
  4. каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В силу п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 66:

  1. водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами;
  2. статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены водные объекты, указанные в ч. 1 ст. 66, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях и законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.

В соответствии со ст. 8.12.1 КоАП РФ несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечет наложение административного штрафа… на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Дальневосточный морской заповедник — филиал ННЦМБ ДВО РАН имеет в составе своей ООПТ три участка морской акватории с островами и участок островной территории на о. Попова. На территорию заповедника оформлено право постоянного (бессрочного) пользования и право собственности Российской Федерации, границы уточняются. Тем не менее согласно Государственному акту на право пользования землей и Положению о заповеднике участок на о. Попова располагается на мысе Ликандера к югу от параллели 42056,7’. Внешней его границей служит береговая черта (линия). Площадь территории составляет 216,3 га. То есть, собственно, территорией заповедника является только суша. Море, окружающее заповедную территорию, не является заповедным и служит водным объектом общего пользования. Отсюда следует, что вдоль береговой линии моря, по границе заповедной территории, должна располагаться береговая полоса шириной 20 м, которой вправе пользоваться каждый гражданин (без использования механических транспортных средств) для передвижения и пребывания около моря, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. А охрана заповедника не должна препятствовать этому, опасаясь быть привлеченной к административной ответственности по ст. 8.12.1 КоАП РФ, тем самым нарушая режим особой охраны территории заповедника, определенный ст. 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и Положением о заповеднике.

Может ли по границе территории северного участка заповедника на о. Попова вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (моря) существовать береговая полоса, предназначенная для общего пользования?

Дальневосточный морской заповедник имеет в своем составе три участка заповедной акватории, границей которых в местах примыкания к суше служит береговая линия: Южный, Западный и Восточный. Рассмотрим существующую проблему «береговой полосы» вдоль границ заповедной акватории на примере Восточного участка.

Восточный участок Дальневосточного морского заповедника занимает акваторию площадью 45 тыс. га. Западной границей участка служит береговая черта (линия) от точки с координатами 42042,0’ с.ш. и 131014,5’ в.д. на севере до точки с координатами 42035,0’ с.ш. и 131013,0’ в.д. на юге восточного побережья полуострова Гамова.

Заповедной является акватория моря (особо охраняемый водный объект), а земельные участки на берегу вдоль границы заповедной акватории находятся в частной собственности сторонних землепользователей и заповеднику не принадлежат. В кадастровых паспортах данных земельных участков в качестве обременения значатся: охранная зона заповедника, водоохранная зона моря, прибрежная защитная полоса. На кадастровых планах (чертежах) границы данных земельных участков проходят по береговой линии.

У правоприменителей в связи с такой ситуацией возникают следующие вопросы:

  1. существует ли 20­метровая береговая полоса вдоль береговой линии моря, являющейся границей заповедной акватории;
  2. если 20­метровая береговая полоса существует, то распространяется ли на нее режим охранной зоны заповедника или нет;
  3. может ли она принадлежать заповеднику и может ли быть установлен на ней режим особой охраны территории заповедника;
  4. если береговая полоса не существует, то кому принадлежит 20­метровая полоса земли вдоль береговой линии, являющейся границей заповедника;
  5. может ли она входить в состав земельных участков, расположенных вдоль границ заповедника на берегу моря.

Залив Петра Великого является единственным на всем Дальнем Востоке значительным водным объектом, пригодным для купания в летний период. В июле­августе к его берегам устремляются десятки тысяч россиян со всего Дальневосточного региона искупаться в море. А Дальневосточному морскому заповеднику принадлежат 10% акватории этого залива с лучшими бухтами и пляжами. Прессинг отдыхающих в летние месяцы на заповедные берега и бухты огромен. Любой пляж летом превращается в скопище машин, палаток, туристов, а пляж – это и есть береговая полоса моря. Отдыхающие уничтожают все живое на берегу и на мелководье, после них остаются горы мусора.

Дальневосточный морской заповедник обязан сохранять природную среду на вверенной ему территории в первозданном состоянии и вдоль своих границ, в частности. Если на законодательном уровне не признать, что береговая полоса вдоль границ заповедной акватории или территории должна быть режимной и быть подконтрольной заповеднику, а не зоной общего пользования, то сохранить заповедную акваторию или территорию в первозданном состоянии в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых территориях» будет практически невозможно, какие бы силы на это не были брошены.

Дальневосточный морской заповедник охраняет территорию площадью 64 316,3 га. 63 000 га – это акватория залива Петра Великого, 1 316,3 га – острова. Ключевыми пунктами в системе охраны заповедника являются кордоны. Всего их восемь. Два кордона охраны расположены на островах: о. Большой Пелис и о. Фуругельма. Моторные лодки – основные транспортные средства и средства патрулирования охраняемой акватории. Доставка снабжения и замена государственных инспекторов на островных кордонах осуществляются только с помощью моторных лодок. Других водных транспортных средств, кроме моторных лодок, у заповедника нет.

Правилами охраны жизни на воде в Приморском крае, утвержденными постановлением Губернатора Приморского края от 25.08.2006 № 121­пг, установлены сроки открытия навигации в прибрежной части моря для маломерных судов – 1 мая, закрытия – 30 октября. То есть навигация для маломерных судов закрыта в течение полугода. Тем не менее акватория заповедника не замерзает, зимние температуры позволяют осуществлять безаварийную эксплуатацию лодок. И именно в этот период наблюдается активизация организованных браконьерских групп для незаконного промысла морских биоресурсов: краба, гребешка и трепанга.

Для браконьеров закрытие навигации не является препятствием для выхода в море. Однако для охраны морского заповедника закрытие навигации не позволяет исполнять свои служебные обязанности. Доставку снабжения и замену государственных инспекторов на островных кордонах в этот период осуществить невозможно.

Полагаем необходимым разрешить работникам отдела охраны Дальневосточного морского заповедника  -  филиала ННЦМБ ДВО РАН круглогодичную эксплуатацию маломерных плавсредств, принадлежащих заповеднику, на акватории заповедника в целях охраны заповедной акватории.

Тем не менее, ежегодные обращения администрации Дальневосточного морского заповедника  - филиала ННЦМБ ДВО РАН к руководству ГИМС МЧС России по Приморскому краю и заместителю Губернатора Приморского края с просьбой продлить навигацию для маломерных плавсредств заповедника положительных результатов не приносят.

 Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Сборник материалов круглого стола «Проблемы исполнения законодательства об охране животного мира», 10 апреля 2015 г., с. 132

 

 

Вести Приморья. Видеорепортаж о борьбе с браконьерами.17 октября 2014 г.

Понравилось? :-) Поделись с другими!
  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице